Альтернативная коммуникация при ДЦП

Альтернативная коммуникация при ДЦП

ДЦП в большинстве случаев вызывает особое речевое развитие. Это связано с повреждениями определённых структур головного мозга. А также с ограничением объёма знаний и представлений об окружающем мире, недостатка игровой деятельности. Для детей важно уметь выражать свою мысль, донести информацию. Это влияет на обучаемость, эмоциональное развитие, адаптацию в обществе. И если ребенок не умеет говорить, то на помощь приходят способы альтернативной коммуникации.

Все неголосовые системы общения называются альтернативными. Разберём некоторые  способы данного вида коммуникации:

Жесты

Движения тела и жесты – составная часть нашей ежедневной коммуникации. В случае отсутствия и ограничения устной речи,  движения тела и жесты выступают как единственно доступное коммуникативное средство выражения сообщений и понимания окружающих. Обычно дети, если у них нет тяжелых двигательных нарушений, начинают коммуникацию именно этим способом. Это может быть простое указание пальчиком, а можно обучиться упрощённому языку жестов.

Символы

Для работы с детьми с ДЦП были выбраны очень конкретные и простые для понимания символы, означающие элементарные желаниям и потребности.
Бывают графические символы. Например:

  •  Блисс-символы. Специальная система из 120 символов, которые можно комбинировать, образуя новые слова.
  •  Пиктограммы. Пиктограммы представляют собой стилизованные рисунки, образующие силуэт на фоне.
  •  Картинки. Картинки, т.е. рисунки и фотографии, обычно являются первой формой графической коммуникации, с которой знакомятся маленькие дети.
  •  Карточки PECS. Ребёнок говорит о своём желании посредством карточек и получает то, что ему необходимо.

Орфографическое письмо

Коммуникация  может быть основана и на обычном письме. Возможно с помощью устройств, поскольку у людей с двигательными нарушениями написание слов и предложений может занимать много времени.  Коммуникативные вспомогательные устройства часто содержат, кроме отдельных букв, сочетания букв, слова и предложения.

Предметные символы

Предметные символы отличаются тем, что они материальны, их можно физически исследовать, двигать, манипулировать ими.

Взгляды

Ребёнок взглядом указывает на слова или слоги, и тем самым доносит информацию собеседнику. Картинки или слоги могут быть как распечатанные и лежать перед ним, так и находиться на мониторе компьютера или планшета. Существует специальная система Tobbi Eye Tracker, где ребёнок управляет компьютером с помощью взгляда.

Вспомогательные

Сюда относят коммуникаторы, специальные мыши и клавиатуры. Коммуникаторами могут выступать отдельно разработанные устройства либо же можно скачать специальное приложение на планшет или телефон.

Звуки, эмоции

Можно разработать свою систему, где определённый звук будет означать конкретное действие. А эмоции могут выражать желание либо же отношение к данному действию.

В заключение несколько практических советов для родителей, чьи дети испытывают трудности в общении:

  1. Заниматься обучением надо, когда ребёнок в хорошем настроении
  2. Обучать ребенка надо понемногу: как только вы замечаете, что он заскучал или начинает протестовать, немедленно прекратите занятие;
  3. Не торопитесь, любое обучение требует времени;
  4. Будьте терпеливы;
  5. Не скупитесь на похвалу.

Подводя итоги вышесказанному, нужно отметить, что работа по внедрению альтернативной коммуникации для детей с ДЦП обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в разнообразных жизненных ситуациях, а соответственно познавать окружающий мир, развиваться и социализироваться.

______________________________________________________

В нашем интернет-магазине вы можете купить инвалидные коляски для детей и взрослых, вертикализаторы и другие ТСР. Помощь в подборе и дополнительную консультацию вы можете получить у наших менеджеров по телефону 8 800 200 35 39.

Команда IMEDIX всегда готова вам помочь!

Предыдущая запись
Полеты в аэротрубе как способ реабилитации детей с ДЦП
Следующая запись
Инвалидная коляска для ребенка с ДЦП.